В свое время Mercedes-Benz CLS стал родоначальником нового класса под названием “четырехдверное купе”. И пока конкуренты выдумывают нечто подобное, в Штутгарте подготовили модель второго поколения.
Mercedes-Benz CLS нового поколения мы ждали долго – с момента презентации до появления на российском рынке прошел год. В Европе этот автомобиль встречается уже довольно часто, но на наших улицах пока что он редкий гость. Именно поэтому на протяжении всего тест-драйва мне приходилось мириться с повышенным вниманием окружающих. Граненый передок с крупной выступающей решеткой радиатора, рельефные ниспадающие боковые ребра, выраженные борта задних крыльев и округлая “корма” – таков новый язык дизайна автомобилей Mercedes-Benz. В похожем ключе будет решен и представительский S-класс нового поколения. Подавляющему большинству новый CLS внешне нравится, но есть и такие, кому плавные линии предшественника кажутся более гармоничными.
Четырехдверное купе построено на шасси седана Е-класса и технически ему совершенно идентично. Правда, Е-класс до последнего момента продавался еще со старыми моторами, но сейчас и он получил те же двигатели, что и CLS. Это новая V-образная “шестерка”, которая стала развивать 306 л.с. вместо 272 л.с., и 4,7-литровый мотор с двумя турбинами, развивающий 408 л.с. вместо 388 л.с. у атмосферного V8 объемом 5,5 л. Есть и умопомрачительная 525-сильная версия AMG, но это уже другая тема. У нас на тесте оказалась самая скромная модификация CLS 350, но и она оснащена более чем достаточно.
Царство роскоши
Что снаружи, что внутри осознать родство CLS с обычным седаном Е-класса крайне сложно. И внешность, и интерьер выполнены у них в совершенно разном стиле. Если Е-класс весь состоит из граней и углов, то линии салона CLS элегантно изгибаются, навевая мысли о представительском S-классе. Крупный массив дерева на передней панели, много хрома, металла и минимум пластика. И повсюду дорогая кожа, даже внизу передней панели и дверей. Качество сборки тоже на “премиальной” высоте.
Интерьер традиционно для марки Mercedes-Benz дарит ощущение домашнего уюта.
Вот только процесс посадки-высадки совсем не аристократичный. Крыша очень низкая, а передняя стойка по наклону близка к горизонтали, поэтому при посадке нужно сильно пригибаться. Но если я научился не биться головой о дверной проем довольно легко, то при каждой попытке проникнуть в салон в шапке головной убор упрямо цеплялся за крышу. Аналогичная ситуация возникает и при выходе из машины. В салоне низкая крыша также не дает забыть о себе. Так, при росте 180 см я был вынужден откинуть спинку кресла больше обычного, иначе мои волосы елозили по потолку. Впрочем, водители, предпочитающие сидеть в положении полулежа, этот недостаток не заметят. Зато само кресло идеально удобное, мягкое, с регулировкой боковой поддержки и поясничного подпора, вентиляцией, подогревом и памятью.
Эргономика по-мерседесовски продумана до мелочей. Правда, если водитель пересел сюда из автомобиля другой марки, первое время он будет сетовать на очень низко расположенный левый подрулевой рычаг, который к тому же перегружен функциями. С его помощью управляются сигналы поворота, дальний свет и стеклоочистители. Однако ни один владелец Mercedes-Benz на него не жалуется, так как пользоваться им очень удобно и при этом даже не надо снимать руку с подлокотника. А как грамотно здесь спроектирован штурманский свет! Расположенный не на потолке, а в центральном зеркале заднего вида, он совершенно не слепит водителя – пассажир может хоть книгу читать во время движения. И “парктроник” у Mercedes-Benz мне нравится больше всего, так как не раздражает писком. Водитель ориентируется с помощью световой индикации, а звуковой сигнал раздается только при совсем малом расстоянии до препятствия.
Задние места хороши по форме, но рост пассажиров не должен превышать 180 см.
Проникать на второй ряд кресел еще труднее, чем на первый. Здесь мешает не только низкая крыша, но и узкий дверной проем. При этом ногу приходится пропихивать в узкую щель между стойкой и подушкой сиденья. Мест только два – посередине находится бокс со сдвижной шторкой. Пространства для ног предостаточно, но что касается головы, то мои волосы опять “полируют” низкий потолок. Зато сами сиденья гораздо удобнее по форме, чем в соплатформенном Е-классе, где подушка дивана плоская, а спинка выпуклая. Здесь же пассажир погружается в уютный “ковш”, облегающий тело. Правда, климат-контроль для задних седоков может быть только однозонным, тогда как у модели-предшественницы каждый из обитателей задней части салона мог подобрать температуру воздуха индивидуально. Кризис?
Метаморфозы
Как и в представительском S-классе, джойстик управления “автоматом” находится на руле. Легкое нажатие вниз включает положение “Drive”. Отпускаю педаль тормоза, и автомобиль мягко отчаливает от “перрона”. Благодаря задемпфированной педали “газа” у всех автомобилей марки Mercedes-Benz идеально получается движение в пробках, и CLS не исключение. Вне заторов новый двигатель раскрывается во всей красе, радуя водителя быстрыми реакциями на нажатие акселератора, бодрым ускорением и хорошо поставленным голосом. Только шипованная зимняя “резина” слишком рано начинает буксовать на асфальте, но система стабилизации успешно усмиряет ее пыл. И тормоза работают отлично – педаль плавная и при этом информативная.
Автоматическая коробка передач переключается предельно плавно и кажется немного медлительной. Но при активной езде она быстро адаптируется и “тормозить” перестает. А еще АКП можно перевести в спортивный режим, и тогда претензий к ней не возникает вообще. Стрелка тахометра находится преимущественно в правой половине шкалы, а реакции на нажатие педали “газа” становятся по-спортивному острыми. Можно переключать передачи и вручную, с помощью подрулевых клавиш: правая повышает передачи, левая понижает. Необходимости в этом, правда, не возникает.
С моделью-предшественницей новинку роднит линия крыши.
Очередной сюрприз преподносит рулевое управление. Новый электроусилитель работает даже лучше, чем старый гидравлический. Невесомый на парковке, с ростом скорости руль наливается приятной информативной тяжестью. “Баранка” острая – от упора до упора получается всего 2,6 оборота. При этом, несмотря на быстроту реакций, первоначальная реакция на движение рук водителя по-мерседесовски сглажена, благодаря чему автомобиль управляется без малейшего напряжения. По обратной связи рулевого управления этот CLS однозначно превосходит, например, новый BMW 5-й серии, претендующий на звание спортивного седана.
В работе подвески прослеживается совсем не мерседесовская жесткость. Наш автомобиль оснащен пневмоэлементами и стандартными 17-дюймовыми колесами с довольно “пухлыми” шинами, но его “поступь” на удивление тверда. Чувствуются и трещинки, и микропрофиль асфальта, при этом временами слышно, как “вздыхает” пневматика. Модель предыдущего поколения ехала заметно мягче. От традиционного мерседесовского ощущения парения не осталось и следа. Если бы это был автомобиль Audi или BMW, я бы сказал, что подвеска работает отлично, но для Mercedes она все же жестковата. А ведь есть еще и спортивный режим – он подходит только для ровных дорог.
Новый CLS успешно сочетает надежное поведение с азартной управляемостью.
Но на разбитом асфальте все встает на свои места. Даже крупные выбоины и трещины 4-дверное купе переносит стоически, отлично смягчая удары без всякого намека на пробой. А на задних сиденьях традиционно для Mercedes неровности проходятся чуть мягче, чем на передних. Если не обращать внимания на низкий потолок, здесь с комфортом можно перемещаться на дальние расстояния. Вот только “резина” гудела бы потише, а то ее нудный гул сопровождает и передних, и задних седоков на любой скорости и даже на гладком асфальте. Этим же недугом страдает и соплатформенный Е-класс.
По автомагистрали CLS едет так, как и подобает автомобилю с трехлучевой звездой, – непоколебимо. Ни колейность, ни другие дорожные возмущения не способны сбить его с курса. Потяжелевший руль с четким “нулем” позволяет водителю расслабленно преодолевать сотни километров. А чтобы он не уснул, за ним следит система распознавания усталости, которая в случае чего подаст тревожный сигнал и нарисует на приборной панели чашку кофе. Отлично работает и система, следящая за соблюдением рядности движения, вибрацией на рулевом колесе сообщающая о наезде на дорожную разметку при невключенном сигнале поворота. Она замечает даже еле видную прерывистую линию!
Единственное замечание – в пологих виражах на скорости выше 150 км/ч уменьшается обратная связь на руле, но не критично. Скорее всего, виноваты в этом шипованные шины Michelin X-Ice Nord 2, которые вообще очень часто “поскальзываются” на асфальте. Зато в остальном поведение автомобиля вызывает одни восторги. Непоколебимая стабильность на прямой сохраняется даже на неровной деревенской дороге с “волнами” и провалами покрытия. При этом подвеска даже в комфортном режиме успешно гасит раскачку.
Но больше всего этот Mer-cedes любит… повороты. Да-да, это настоящий driver‘s car. Вроде бы по-мерседесовски плавный руль на деле оказывается острым, быстрым и очень точным, легко позволяя управлять автомобилем на грани и даже за ней. А в крутых виражах CLS с легкостью доворачивается “газом”, правда, во многом благодаря скользким шипованным шинам. Помнится, полгода назад я уже ездил на CLS в Испании, на шинном тесте по гоночной трассе, и с первых же секунд за рулем помчался “на все деньги” – настолько понятным и предсказуемым оказался автомобиль! Российский тест это ощущение только укрепил, при этом оказалось, что CLS может быстро ехать и по скверному асфальту. Даже при попадании на неровность в повороте он с намеченного курса не сбивается! Словом, новый Mercedes-Benz CLS теперь можно смело рекомендовать тем, кто раньше обращал свои взоры только на BMW. Им понравится. Только о былой мерседесовской плавности хода я буду немного жалеть.
Автор: Дмитрий Зайцев
Фото: Фото Яна Сегала